Вся жизнь — компьютерная игра?В шестидесятые годы символом благосостояния нашего народа был телевизор. В семидесятые — магнитофон, в восьмидесятые — видео. Ну а в начале девяностых — персональный компьютер. Его привозили из-за границы, а потом торжественно показывали гостям, уверяя, что с приобретением компьютера у людей начинается принципиально другая жизнь, ибо он открывает ТАКИЕ горизонты, дает ТАКИЕ возможности... Короче, «вам и не снилось». Теперь компьютером никого не удивишь. По крайней мере, в Москве. И, как часто бывает, голубая мечта, сбывшись, постепенно посерела. А местами даже почернела. Выяснилось, что компьютер, конечно, облегчает человеку жизнь, но смысл существования к нему не сводится. А у кого сводится, тот (точнее, его психика) вызывает серьезные опасения. Погружаясь в виртуальный компьютерный мир, человек отчуждается от реального, перестает интересоваться окружающим миром, аутизируется. Особенно уязвимы в этом отношении дети. Что
вполне понятно: они еще не сформировались и легко поддаются
влияниям. А мир компьютерных игр так заманчив, красочен, и главное,
моден! Его усиленно рекламируют и в роскошных глянцевых журналах, и
по радио, и по телевизору. Кто может устоять перед таким соблазном?
Дети не могут. Особенно волнуются мамы. И это понятно. Не разделяя чисто мужского преклонения перед техническим прогрессом, они склонны в первую очередь обращать внимание на морально-этическую сторону новейших достижений. А низкосортные компьютерные игры буквально
нашпигованы всякой нечистью: монстрами, скелетами, привидениями,
киборгами, злобными орками, людоедами... Ну а дети под предлогом
борьбы со злом настраиваются, я бы даже сказала, программируются на
садизм. Неудивительно, что многие дети, насытив свою фантазию этими страшными образами, начинают пугаться темноты, жалуются на кошмарные сны, боятся оставаться одни в комнате. Вы скажете: Однако страшное не только пугает. Оно еще и завораживает. Особенно когда происходит не с тобой, а с кем-то другим. Взрослые люди тоже любят пощекотать себе нервы «ужастиками», но только психика у них более устойчива. Я уж не говорю о том, что движущиеся изображения на цветном экране сами по себе, независимо от содержания игры, обладают определенным гипнотическим эффектом. А музыка этот эффект усиливает еще больше. Вы, наверное, и по себе замечали, как трудно бывает оторваться от экрана телевизора. Он притягивает, словно магнит. И ведь знаешь, что показывают муру, а встать и выключить сил нет. Воспитательный эффект от подавляющего большинства компьютерных игр, мягко говоря, сомнителен, ибо их смысл почти всегда сводится к убийству. А где-то ребенка могут заодно приобщить и к реалиям уголовного мира. Снова обратимся к красочному детско-подростковому журналу. На сей раз рекламируется игра «Дон Капоне»:
«Гордость и отрада семьи Клерикузо: 4 казино, приносящих по Наверное (даже наверняка!), взрослым, сочиняющим
подобные рекламы, все это кажется забавной шуткой. Но родителям
ребят, напитавшихся психологией таких компьютерных игр, не до шуток. Так-то оно так, но, кроме подобных игр, у ребят была еще масса других, в которых никаким истреблением врагов даже не пахло. Теперь же игры типа лапты, городков, штандра, вышибал, горелок, бояр и прочих почти никому из современных мальчиков и девочек не известны. К настольным играм тоже особой страсти у них нет. Многим детям, сызмальства привыкшим к острым, захватывающим ощущениям, которые предоставляет компьютер, они кажутся чересчур пресными. А уж про ролевые игры, когда ребенок спонтанно разыгрывает целые имровизированные спектакли, и говорить нечего. Это теперь «кино не для всех». У большинства не хватает фантазии. Но даже те, кто играет, обычно разыгрывают сцены, до боли напоминающие эпизоды компьютерных игр. Их фантазия не идет дальше физического уничтожения противника. И потом, когда дети гоняются друг за другом с пластмассовыми пистолетами, крича: «Падай! Я тебя убил!», это, согласитесь, мало похоже на настоящую войну. В компьютерных же играх все очень натуралистично. Там реализм — одна из главных приманок. В описании новых игр специально подчеркивается, что новый вариант еще реалистичнее предыдущего. Лужи крови, мозги на стенах, оторванные головы — все это изображается ярко и красочно. Новый вид наркомании Детские врачи уже обратили внимание на то, что световые мелькания на компьютерном дисплее навязывают свои ритмы коре головного мозга. В результате у детей, увлекающихся компьютерными играми, могут возникнуть судороги и даже эпилептоидные приступы. А не так давно в Японии разразился скандал, связанный с тем, что компьютерная графика в мультфильме спровоцировала у маленьких японцев массовые эпилептические припадки! Детских психиатров волнует еще и то, что любители компьютерных игр привыкают находиться в так называемом «пассивном возбуждении», когда удовольствие достигается без усилий, просто путем возбуждения подкорковых структур, заведующих этой эмоцией. Это оказывает расслабляющее влияние на личность, отбивает инициативу, действует как наркотик. Недаром такие дети ничем другим не интересуются, становясь как бы придатком к компьютеру. По моим, да и не только по моим наблюдениям, особенно увлечены компьютерами так называемые «проблемные дети»: дети с заниженной самооценкой, плохо успевающие в школе, испытывающие трудности в общении со сверстниками и т. п. Иными словами, чем больше у ребенка психологических барьеров в жизненной реальности, тем глубже он погружается в виртуальную атмосферу. Конечно, уход в мир фантазий, грез и игры всегда был присущ людям с хрупкой психикой. Но чтение книг и, тем более, творчество требуют усилий. А тут все просто, и при этом у человека создается впечатление собственного могущества. Вы только представьте себе: ребенок сидит перед экраном и распоряжается жизнью крошечных человечков. Простым нажатием кнопки он может уничтожить десяток врагов. В действительности же он не умеет практически ничего: ни дать сдачи обидчику, ни залезть на дерево, ни подтянуться на турнике, ни затеять с ребятами по двору игру в казаки-разбойники. Но ему все это и не нужно! Зачем, когда есть гораздо более легкий способ ощутить себя суперменом? Вот и растут наши дети физически ослабленными, боящимися реальной жизни. Притязания у них завышены, а волевой потенциал, необходимый для того, чтобы добиться желаемого результата, маловат. При малейшей трудности они пасуют, не доводят дело до конца и именно поэтому зачастую плохо учатся, не любят читать, не проявляют интереса к творчеству. В результате несоответствия завышенных притязаний ребенка его реальным возможностям в душе возникает внутренний конфликт, дискомфорт. Компьютер же дает «проблемным» детям шанс уйти от неприятной реальности и почувствовать себя победителями. Беда только в том, что виртуальная реальность затягивает, это своего рода наркотик. В странах Запада психиатры уже объединяются в специальные ассоциации для помощи пострадавшим от «компьютерной наркомании». Такая ассоциация создана, например, в Германии. Появляются компьютерные жертвы и у нас. Но даже
если ребенок не становится компьютерным наркоманом, «умный ящик» все
равно разрушительно действует на его здоровье. Вот что рассказала в
интервью газете «Клиент» заведующая отделом НИИ гигиены и охраны
здоровья детей и подростков Научного центра здоровья РАМН Марина
Степанова: «В первую очередь страдает зрение... Риск появления или
прогрессирования уже имеющейся близорукости возрастает. У ребенка
может возникнуть компьютерный зрительный синдром, напоминающий
конъюнктивит: глаза краснеют, и ощущение такое, как будто в них
насыпали песок... Малыш замыкается в виртуальном мире и не получает
навыков общения, а это пагубно влияет на психику... Мы проводили
специальное исследование и выяснили, что дети сильно устают от
всевозможных «стрелялок» и «догонялок»... У особо эмоциональных
игроков даже подскакивает давление». В общем, хотя влияние
компьютерных игр на психику человека изучено пока мало, даже то, что
уже известно, выглядит не особенно привлекательно. Бывает, что без компьютера в доме не обойтись: он требуется взрослым для работы. Но не секрет, что родители нередко покупают «машину» не для себя, а в подарок ребенку, исключительно для игр. А потом сетуют, что им трудно ограничить чадо в пользовании его собственной вещью. Но ведь это так понятно! Так что разумнее не создавать ситуации, из которой потом будет сложно выпутаться. Лучше с самого начала расставить нужные акценты. Даже если вам лично компьютер не особенно нужен, но вы считаете, что современный ребенок не в состоянии без него прожить, не афишируйте это. Сделайте вид, будто покупаете компьютер себе. Тогда вам легче будет устанавливать правила пользования. А они должны быть достаточно жесткими: полчаса, максимум час в день. И этого на самом деле слишком много. Врачи говорят, что шести-семилетние дети могут без ущерба для здоровья заниматься за компьютером не более десяти минут в день. Ваш ребенок, конечно, проявит недовольство, но ему надо популярно объяснить, что подолгу сидеть перед дисплеем вредно для здоровья. Услышав знакомую мотивировку, он, скорее всего, не будет сильно возмущен этими ограничениями. В конце концов, вы же следите за тем, чтобы он (хотя бы приблизительно!) соблюдал режим дня, читал и писал в хорошо освещенном помещении, не утыкался носом в телевизор, чистил зубы, не ел много сладкого и пр. Главное, чтобы это не выглядело как наказание. Обратите внимание на следующие рекомендации: — Не ставьте компьютер в детской. Это предрасполагает к бесконтрольному пользованию. А если вы будете каждые две минуты заглядывать в комнату, проверяя, чем занимается ваш малыш, он сочтет, что вы за ним шпионите. — Для снижения дозы электромагнитного излучения стол, на котором стоит компьютер, должен быть не меньше 60 см в ширину. Старые модели мониторов (примерно пяти-восьмилетней давности) намного утомительней для глаз, чем современные. — Следите также за тем, чтобы ребенок во время работы за компьютером не сидел спиной к окну: блики на экране портят зрение. Мимоходом замечу, что особенно опасны для здоровья компьютерные классы, где столы с компьютерами стоят друг за другом, как школьные парты, и за спиной у малыша оказывается задняя сторона монитора. Ведь современные мониторы сконструированы так, чтобы максимально снизить излучение от экрана. А это, соответственно, увеличивает излучение в других направлениях. Специалисты советуют расставлять в таких классах столы «в шеренгу» или «по стенкам». — Расскажите ребенку о разных других развлечениях. В книжных магазинах появилась литература, из которой можно узнать правила многих несправедливо забытых игр. Не поленитесь сходить в магазин или в библиотеку, а потом увлечь малыша ручейками или горелками. В данном вопросе, как, впрочем, и во многих других залогом успеха будет энтузиазм взрослого. — Приучайте маленького человека мастерить, рисовать, лепить — в общем, что-нибудь делать руками. Если квартира позволяет, выкроите ему уголок для мастерской. Увлекшись каким-нибудь ремеслом, малыш будет меньше тянуться к компьютеру. Но только надо проявить упорство, вовлекая его в новую деятельность, ведь «проблемные» дети боятся неудач и предпочитают заранее отказаться от всего того, что кажется им чересчур сложным. — Не внушайте малышу отношение к компьютеру как к сверхценности. Не делайте для него наградой возможность поиграть в компьютер. И вообще «умному ящику» следует отвести более скромное место в ряду других занятий. Дайте малышу понять, что в эти игры чаще всего играют со скуки, когда больше нечего делать. — Если вы чувствуете, что компьютер начал затягивать ребенка, как можно быстрее займитесь выявлением психологических причин, по которым вашему сыну (от компьютера обычно не оторвать мальчишек) милее всего общество «друга Пентиума». Если он подражает друзьям — сведите его с детьми, у которых другие интересы. Уверяю вас, далеко не все современные дети — компьютерные фанатики. Игры играм рознь — Но разве среди моря компьютерных игр совсем нет
хороших, полезных? — спросите вы. — Неужели все они жестокие и
примитивные? Да и развлекательные игры не однородны. Одно дело — тупой мордобой (так называемые «стрелялки»), где все мастерство игрока сводится к умению нажимать на кнопки. И другое — «квесты» (от английского «quest» — «поиски»). В детских «квестах» действуют герои мультфильмов, там никого не надо убивать, в этих играх много по-настоящему смешного. А смысл игры сводится к достижению цели путем решения логических задачек. Скажем, надо открыть входную дверь, а в распоряжении только веревка и ключи от машины. Что делать? — Внимательно смотришь на экран и замечаешь грузовик. Так... А что, если привязать веревку одним концом к дверной ручке, другим к кузову, завести мотор и тронуться с места? Подобные игры развивают не только абстрактное
мышление, но и чисто бытовую смекалку, готовят детей к ситуациям, с
которыми те могут столкнуться в реальной жизни. Между прочим, в «квестах»
и мир более дружелюбный. Во-первых, он не делится только на своих и
чужих, там много нейтральных персонажей, которые занимаются своими
О будущих программистах Специальные компьютерные программы вводят детей в мир компьютерной графики, позволяют им создать и, главное, оживить свой собственный мир. Разумеется, поначалу работа мультипликатора потребует помощи взрослого, но не переживайте. Во-первых, это действительно интересно, а во-вторых, ничто так не сближает поколения, как интересная совместная деятельность. Кстати сказать, в этом случае компьютер позволит ребенку преодолеть страх неудачи, поскольку рисунок на экране — вроде бы не совсем настоящий рисунок. И так называемый страх чистого листа тут не столь силен. Ну а вдобавок компьютер позволяет быстро перебрать множество вариантов, остановившись на самом приемлемом. — Однажды мы на занятии рисовали собаку, —
рассказывает руководитель уникальной московской мультстудии Евгений
Кабаков, обучающий ребят компьютерной анимации. А одна девочка
наотрез отказывалась. «Не умею — и все!» Тогда я ей предложил
нарисовать хвост. Только хвост — больше ничего. А для затравки
нарисовал «мышкой» какую-то закорючку. «Ну, как? — говорю. —
Подходит? Нет? А вот такая?» Мы перебрали с ней несколько вариантов
и в конце концов выбрали подходящий. Потом я принялся точно так же
малевать собачьи ноги... И вдруг девочка воскликнула: «Все! Дальше я
сама! Я все поняла». — Очень важно, — считает Евгений, — то, что компьютер предоставляет детям возможность вернуться на несколько шагов назад. Ведь как бывает, когда дети рисуют карандашами или красками? Ребенок «запарывает» свою картинку и впадает в отчание. Вот, мол, было так красиво, а теперь мазня... Он не верит, что ему удастся заново воспроизвести удачный вариант и потому вообще отказывается рисовать. А в памяти компьютера эти варианты сохраняются. Когда дети осознают, что прошлое не пропадает бесследно, для многих это бывает настоящим потрясением. У них словно вырастают крылья. Для детей помладше существует совсем простой
вариант, в котором есть специальные заготовки — так называемые
«проекты». Ребенок может сделать открытку, выложить мозаичный узор,
нарисовать картину, потом отпечать это на принтере и получить уже не
виртуальное, а совершенно реальное произведение, которое можно с
гордостью демонстрировать знакомым. Вредными для человека являются : Стесненная поза во время компьютерных игр. Сидя за «машиной», ребенок должен смотреть с определенного расстояния на экран и одновременно держать руки на клавиатуре или органах управления. Это вынуждает его тело принять определенное положение, и не изменять его до конца работы. Из-за стесненной позы возникают следующие нарушения: Затрудненное дыхание. Это самый коварный из всех врагов. Вынесенные вперед локти не дают свободно двигаться грудной клетке, и это приводит к астме, развитию приступов кашля и иным проявлениям. Остеохондроз. При длительном сидении с опущенными плечами возникает стойкое изменение костно-мышечной системы. Иногда возникает искривление позвоночника. Заболевания суставов кистей рук. Это профессиональное заболевание, ранее преследовавшее машинисток в редакциях, а ныне — операторов компьютеров. При работе за компьютером рука человека вынуждена совершать множество мелких движений, сильно устает, а при длительной работе развиваются хронические заболевания. Из досье «Няни» Они считают это опасным для здоровья детей вследствие получаемого ими излучения. Одновременно они убеждены, что персональный компьютер — великолепное решение для них самих. Исследование «Wired & Wireless: High-Tech Capitals Now and Next» ставило целью выявить психологию современного пользователя. Большинство респондентов выразило желание большую
часть времени проводить дома, имея возможность выполнять работу за
домашним компьютером. Но очень немногие хотели бы того же для своих
детей. В то же самое время исследование указывает, что компьютер стал необходимым инструментом как для работы, так и для обучения. Большинство респондентов (69%) назвали компьютер и Интернетными наиболее необходимыми для работы и обучения, в то время как 22% считают таким важным средством только электронную почту. Советы офтальмолога Монитор должен быть абсолютно исправен. Следите за чистотой экрана. Грязь дает дополнительное искажение. Правильно подобранные и отрегулированные
компьютерный стол и стул не позволят ему «утыкаться носом» в
монитор. Оптимальное расстояние от экрана до глаз — 50—60
сантиметров. Экран следует расположить приблизительно на 10 см ниже
уровня глаз. Вечером, в комнате должно быть включено центральное освещение, настольная лампа. Для тех, кто, невзирая на уговоры родителей, проводит у компьютера все свободное время, можно подобрать специальные защитные очки с серо-зелеными линзами. Они снимают напряжение глазных мышц и успокаивают. Особенно такие очки хороши для детей с ослабленным зрением. Но не забывайте следить за линзами — они всегда должны быть чистыми. Не поддавайтесь на уговоры купить шлем, дающий трехмерное изображение и позволяющий почувствовать себя реальным участником игры. По нагрузке на глаза один час игры в таком шлеме специалисты приравнивают к семи часам непрерывной игры на компьютере или к 20 часам бесперебойного просмотра телевизора. Если малыш играет за компьютером довольно часто, и столы, и стулья, и прочие аксессуары должны быть специализированными, причем подобраны именно для детей. Хороший стул снимает половину нагрузки. Специальный операторский стул на роликах, с регулируемой спинкой, без подлокотников и вращающийся вокруг своей оси позволяет ребенку изменять позу во время работы. Дети с удовольствием ерзают на таких стульях, а значит, их грудная клетка и позвоночник работают. Газовый патрон дает возможность регулировать высоту строго индивидуально, и это также снимает утомление. Стол должен быть только специализированным, со специальной выдвижной доской под клавиатуру. Дело в том, что когда ребенок пишет, рисует, работает мышкой или играет, ему нужен высокий стол. Для печатания клавиатура должна быть расположена на 7-10 см ниже. Выдвижная доска позволяет соблюсти все требования и плюс к тому заставляет ребенка периодически изменять позу. Автор: Шишова Татьяна. |